Saturday, June 27, 2020

Кто куда, а я на рыбалку

На 20 июля у нас был запланирован отъезд на водный поход по реке Собь Приполярного Урала. На карте это за полярным кругом примерно напротив Салехарда и выглядит это вот так.

В команде на двух катамаранах было 8 человек. Из Чебоксар на микроавтобусе добирались до Кирова, откуда поездом на Воркуту до станции Собь (с пересадкой в Инте). Маршрут не самый удобный, т.к. приходится делать 2 пересадки в каждую сторону. Но из плюсов то, что ж/д станция Собь стоит на самой реке Собь и получается, что хоть и с двумя пересадками, но добираться получается достаточно удобно. Количество поклажы конечно же внушительное - рюкзаки, еда, удочки, катамараны, весла и мотор (чтобы по окончании маршрута дойти до ж/д станции в Лабытнанги). Большая часть реки протекает севернее полярного круга, где в июле-августе все еще стоит полярный день - т.е. светло даже ночью, т.к. солнце за горизонт практически не заходит.

На высоких широтах летом даже в 3 утра светло

И это еще лишь только часть поклажи

В 1955 году на ж/д ветке между Воркутой и Лабытнанги установили один из обелисков Европа-Азия. Его видно и можно сфотографировать из окна поезда. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала, где на запад начинает свой путь река Елец, а на восток — река Собь, по которой у нас и был водный поход. Кстати, в древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.

Как обычно с большим количеством багажа хочется выгрузиться из вагона как можно быстрее, повыкидывав поклажу на улицу и лишь потом разбираться что и куда. Главное при этом ничего в вагоне не забыть.

ЖД станция стоит на самой реки и заброска - просто мечта. Достаточно было протащить поклажу 100 метров и уже стапель. Поезд приходил после обеда и еще оставалось время на то, чтобы собрать катамараны и пройти несколько километров вниз по реке. Там уже планировалась остановка, ужин и первая ночевка. Разделились на 2 команды по 4 человека на каждый катамаран. На моем катамаране мы были с отцом и Сашей (муж сестры). Далее немного фото со стапеля (сборка катамаранов).

Лето 2019 года выдалось не самым лучшим для похода. Во первых обильные снегопады зимой и относительно поздняя весна привели к тому, что уровень воды в реке был очень высокий. Не очень хорошо для рыбалки. Также в момент нашего приезда стояла жаркая погода (для того региона) и комаров, мошкары да гнуса летало просто невыносимое количество. Днем еще было терпимо - видимо летающий гнус ложился на это время спать, но утром и вечером над головами роились тучи. Приходилось завертываться в одежду по-максимум, либо надевать накамарники.

По ходу течения реки можно было только восхищаться открывающимися просторами. При должном подходе можно было бы подобные места превратить в довольно популярные места отдыха туристов. Ведь даже если брать население самой России, то 90% (а может и больше) ничего подобного не видели хотя в этой стране и проживают. Условия таковы, что легче в Турцию слетать, чем в России куда-то выбраться.

Маршрут водного похода выбирался исходя из стоимости и качества рыбалки. Это был не первый раз, когда мы ходили на Собь и по опыту прошлых лет было понятно, что по части рыбалки этот маршрут один из лучших. Сколько угодно щуки, а также крупный хариус до 1 кг весом. Красной рыбы нет (в отличие, к примеру, от нашего похода на Кольский полуостров в 2012) году, но зато и на рыбную ловлю нет никаких ограничений. Никакой рыбнадзор нигде не прячется и не пытается никого поймать. Ловить можно в своё удовольствие столько сколько можешь съесть.

Есть на Приполярном Урале реки и более технические в плане водного туризма. Категория сложности водного маршрута в основном определяется трудностью водных препятствий, которые на реке Собь отсутствуют чуть менее чем полностью. Но, у нас таких целей и не было. Смысл водного похода был в рыбалке и отдыхе на природе вдали от суеты. За 10 дней на воде мобильной связи не было никакой кроме как в двух поселках Харп и Катравож. Рыбак, кстати, из меня никакой. Но учитывая количество рыбы в реке даже такому как я не поймать там было просто невозможно. До такой степени, что во второй половине похода ловили и отпускали, ибо съесть столько рыбы было ну просто невозможно.

По стоимости получилось наверное где-то в районе 30 тыс руб на человека (включая все транспортные расходы), что очень недорого. На реки с маршрутом по-интереснее необходимо от ж/д станции забрасываться либо на вездеходе, либо на вертолете. Если на вездеходе, то это как минимум удваивает стоимость похода. Если на вертолете, то расходы были-бы больше в 4-5 раз. В любом случае, русский север везде очень красив. Далее несколько фото, сделаных по ходу сплава.

На обед причаливали и вытаскивали катамараны частично на берег, либо перекусывали прямо на ходу. Так можно было покрыть большее расстояние.

Ниже по реке стоит поселок городского типа Харп, городообразующие предприятия в котором - две исправительные колонии. Одна из тюрем «Полярная сова» (колония особого режима) — одна из семи колоний для осуждённых к пожизненному лишению свободы в России с особо жёстким режимом содержания. В поселке мы остановились чтобы купить торт. У одного из членов экипажа был день рождения и таким вот интересным (по мерках водного похода) угощением он захотел его отметить.

На подходе к Харпу стояли деревянные столпы с вырезанными животными обитателями русского севера.

В нижнем течении реки стоит поселок Катравож с населением менее 1 тыс жителей. Промышляют люди в основном рыбой и всем остальным, что связано с рекой. Выглядело всё довольно депрессивно. И это еще летом. Сложно представить вообще как там живут, учитывая, что 9 месяцев в году лежит снег и стоит зима.

На первой стоянке часть участников похода пошла на небольшой промысел за золотым корнем. По своим целебным свойствам он считается аналогом женьшеня и растет там в дикой природе. Мне же золотой корень был неинтересен и я просто пошел побродить в сторону горного хребта Рай-Из. В ложбинках еще лежал снег. Можно было походить по снегу в конце июля. Виды сверху на долину открывались просто потрясающие.

У растительности за полярным кругом есть всего пара месяцев на то чтобы распуститься и дать семенам созреть. Никто и ничего в природе не теряет время зря.

У нас с собой ничего для охоты не было, но черепа на стоянках подсказывали наличие диких животных в лесу.

Кристально чистая вода в верхних течениях Соби и ее притоках, стекающих с гор. Можно набирать кружку и пить. Ниже же по течению в Собь впадает много притоков из застойных мест с тёмной болотистой водой и цвет уже конечно же меняется. Плюс река становится глубже и судоходная.

Хотя еще и стоял полярный день, но День Летнего Солнцестояния был позади и солнце все-таки  уже опускалось ненадолго за горизонт, рисуя закатные пейзажи непередаваемой красоты.

Ну, а далее переходим к самому главному - рыбалке. По-большому счету рыбу в Соби можно разделить на два вида - хариус (в верховьях) и щуку (ниже по течению). Рыбы эти очень разные и ловить каждую из них по-своему интересно. Для того чтобы половить хариуса поднялись мы вверх по течению Харматолоу - одного из притоков Соби. Т.к. течение довольно сильное, то вверх идут протаскиванием катамаранов. Пару человек тянут вверх за чалку, а еще один-двое помогают отталкивать катамаран от берега. Подняться надо было всего на несколько километров, что заняло лишь несколько часов времени.

Рыбу ловить далеко ходить не приходилось. Можно было со спиннингом вставать прям непосредственно возле лагеря.

Хариус попадался очень крупный. Некоторые экземпляры доходили до 800-1000 г. Это в два раза крупнее, чем мы ловили на Кольском полуострове. Хариус рыба очень нежная и можно есть прямо свеже-пойманную лишь немного присолив.

Жена поймал и взвешивает хариуса на 785 г

Хариус в основном питается насекомыми, но также хорошо клюёт и на небольшую блесну. Но не летом 2019 года. Как я уже говорил, стояла жаркая погода и комаров было видимо не видидмо. Рыба недостатка в еде не испытывала и брала на блесну очень неохотно. При вскрытии желудки были битком набиты комарами. Неудивительно, что чувство голода рыба не испытывала. В итоге все равно наловили с полтора десятка. Хватило чтобы покушать хариус малосольный и сделать горячего копчения.

В подобных походах коптилка - просто незаменимая вещь. Достаточно настрогать щепки, присолить рыбу, положить внутрь и поставить сверху на огонь. Через 10-15 минут готово. Пальчики оближешь. Пять копченых хариусов на 8 человек закончились за несколько минут.

Но, конечно же, рыбалка - это не только рыбу ловить, готовить и есть. Это еще ее и чистить. Благо когда есть дружный коллектив, то происходит это быстро и без особой заморочки.

Кроме хариуса редко, но все-таки попадаются еще и вот такие экземпляры

На той же стоянке сложена туристическая баня. Технология использования до предела проста. Сначала протапливаются камни в течении пары часов. Благо дров вокруг целый лес. Потом огонь тушится и камни накрываются шатром. Внутри получается настоящая баня. Можно поддавать водички на камни и париться. Из минусов только то, что шатер надо привозить с собой.

Вообще конечно баня в подобном походе это роскошь. Мы просто уже не первый раз на той стоянке и знали, что она там сложена. Поэтому и заранее взяли с собой шатер. Иначе же мыться приходится просто в реке, где температура не многим более 5 градусов. Технология помывки у меня следующая. Забежал первый раз окунуться чтобы намочиться водой. На берегу намылился. Забежал второй раз окунуться чтобы смыть мыло. Готово. В 5-ти градусной воде плавать дольше чем 10-15 секунд совсем почему-то не хочется.

Ну, и конечно-же всё приготовление еды только на костре. Варить уху, коптить рыбу и жарить грибы с рыбой - только на костре. Это всегда придает блюдам неповторимый вкусовой оттенок и аромат.

Также за вечерним костром обычно происходили разговоры и бывалые травили истории.

Ниже по течению Соби начала ловиться щука. Причем в любых количествах. Можно было поймать столько сколько хочешь. Холодильника у нас конечно же никакого не было. Поэтому ловили столько сколько могли съесть. Перешли соответственно на почти полностью рыбное меню. Ловить щуку большое удовольствие. Берет блесну четко и почти всегда подсекает сама себя. Подсачник даже с собой не брали. Вместо тех, которые сходили можно было всегда при желании наловить еще. Всем хотелось сделать фотографию с экземплярами покрупнее.

Попался и вот такой экземпляр

Опытные рыбловоы делятся опытом как насадить щуку на палку чтобы носить было удобнее

В итоге один день наловили вот столько. Парочку рыбин отдали проплывающим мимо туристам, которые приехали именно ради водного похода без рыбалки. Остальные рыбины съели.

Ну, и конечно же куда без чистки и разделки рыбы. В стороне не оставался никто. Коллективным трудом получалось почистить довольно быстро. Как это ни странным может показаться, но чистить рыбу мне даже нравилось.

Щучки весом порядка 1 кг шли на копчение. Они идеально влезали по размеру в коптилку и готовились за 20 минут.

С крупных щук срезали филе для жарки и на котлеты. Привезли с собой мясорубку. Получались просто шикарные щучьи котлеты. Добавляли внутоь лук для вкуса и картошку для пышности фарша. Жарили на подсолнечном масле обваляв в муке. Все продукты кроме рыбы привозили с собой. Котлетки жарили на костре и получились очень вкусные. Т.к. щука рыба нежирная, то можно был их есть даже холодными. Вкус от этого не страдал.

Один работает, остальные учат

После срезки филе оставались вот такие тушки. Выкидывали их обратно в реку, где их раздирали чайки. Вообще, в природе ничего никогда не пропадает зря. И эти рыбные тушки которые чайки недоедали, обгладывались другими рыбами.

Кроме котлет жарили просто кусками филе. Было очень удобно брать с собой на следующий день на катамаран перекусывать по дороге. Просто кусок жареной рыбы с хлебом. Был очень вкусно.

Далее типичный обед/ужин тех дней. На первое - уха из голов щуки наваристая. На второе - щука горячего копчения. На третье - котлеты щучьи жареные.

Также сделали настойку из нарытого в первые дни золотого корня

Т.к. грибам за полярным кругом никакие грибники расти не мешают и конкуренция за грибы отсутствует, то можно было набрать опять же столько сколько хочется. Мне после Калифорнии было в большое удовольствие пособирать подосиновики. Можно сказать, что в тот раз я просто оторвался на этих грыбах. Да и собирать подосиновики сплошное удовольствие. Яркие ораньжевые шапки видно издалека. Плюс рядом рыба размером на коптилку.

После Катравожа на моторе дошли до Лабытнанги, откуда у нас были куплены билеты на обратный поезд. Собрали и просушили катамараны. Поезд был утром и последнюю ночь ночевали на вокзале постелив на полу коврики и забравшись в спальники.

По приезду в Чебоксары у меня еще оставалась одна неделя пообщаться с родственниками и друзьями до окончания отпуска и отъезда обратно в Сан-Франциско. Но, об этом в следующий раз.

2 comments:

1. Класс!!! Слюни потекли от рыбы! Ждем продолжения! Наташа давно не писала! Не забрасывайте блог! Вы как луч света в тёмном царстве!

ReplyDelete
  2. Алексей, классные фото! сразу видно что всем интересно в походе.